Новости
13 марта 2018, 16:34

«Отремонтировали 16 развалин и начали закатывать дороги в асфальт» О работе троллейбуса в послевоенном Свердловске в СПЕЦПРОЕКТе «Е-транспорт»

В 1948 в город стали пребывать новые МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82.

В послевоенном Свердловске катастрофически не хватала троллейбусов. По первой линии, протяженностью 12 км, в день ходили всего 6 стареньких машин. Для второй удалось подлатать и вывести на маршрут еще 10 рогатых. Проблема дефицита подвижного состава начала решаться только в 1948 году. В город начали поступать новенькие МТБ-82, которые наши журналисты окрестили комфортабельными.

О строительстве первого дома для рогатых, главных проблемах развития троллейбусного движения и запуске маршрута, который прогремел на весь СССР, читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

ФОТО: американского фотографа журнала "Лайф" Говарда Сохурека, 1959 году, ussrlife.blogspot.ru

В 1943 году в нашем городе одновременно с прокладкой троллейбусной линии по маршруту ««Свердловск-Нижнеисетск» начали строить депо для рогатых. Наступившая зима ускорила этот процесс. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), стоить капитальное здание было не из чего. Ждать, когда материалы появятся, не было времени, поэтому решили возводить каркасно-засыпное здание на 25 машин с шестью смотровыми канавами. В 1944 его ввели в эксплуатацию и троллейбусы, наконец, перестали быть бездомными.

Ностальгия по Свердловску, выпуск 165, 1723.ru. ФОТО Татьяна Родионовой, 1960 г.

В этом же году, по данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), трест «Свердловскстрой» запустил завод холодного асфальта. Продукцию предприятия, прежде всего, предлагалось использовать для покрытия улиц Белинского и Карла Либкнехта, где планировали проложить троллейбусные линии по направлению к вокзалу.

Карла Либкнехта-Ленина, 1950-е. ФОТО: обычный-свердловск.рф

В сжатые сроки асфальтом были покрыты десятки тысяч квадратных метров. Прокладка троллейбусной трассы помогла благоустроить Белинского. Двухстороннее троллейбусное сообщение потребовало переустройства моста через Исеть в месте пересечения с Белинского. Реку заключили в трубу и проложили сверху мост. С улиц убрали большое количество столбов и водоразборную колонку с Белинского-Куйбышева. При прокладке контактных сетей в центре использовали стены зданий, в которых закладывались крючья. По Карла Либкнехта разбили газоны.

Стрелка городского пруда, 1950-е. ФОТО: обычный-свердловск.рф

Осенью 1945 года было смонтировано Ленинское кольцо. Перестроено Фрунзенское причем таким образом, чтобы троллейбусы могли курсировать в сторону Нижнеисетска и проспекта Ленина. 3 ноября этого же года состоялось открытие второго троллейбусного маршрута – «Фрунзе – проспект Ленина».

Похороны Павла Бажова, 1950 г. ФОТО: обычный-свердловск.рф «Задолго до его открытия развернулись работы по прокладке контактной сети по Якова Свердлова до железнодорожного вокзала. Сети переходили на Челюскинцев и заканчивались разворотным кольцом на реконструируемой в то время привокзальной площади. Контактная сеть троллейбуса навешивалась одновременно с переделкой трамвайной сети. Устанавливались утяжеленные металлические опоры, которые служили одновременно для монтажа троллейбусных и трамвайных сетей», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год). Из набора открыток «Свердловск 1965», 1723.ru

В конце 1946 года линия ««Фрунзе – проспект Ленина» была продлена до железнодорожного вокзала. Это была труднейшая работа. Были установлены 240 металлических опор, извлечены 1200 кубометров земли и столько же уложено бетона, выполнен монтаж сложнейших узлов: при пересечении Ленина, выходе на Свердлова-Челюскинцев, в середине привокзальной площади. Монтаж удалось сделать без остановки трамвайного движения по Свердлова и Челюскинцев. Пуск нового маршрута состоялся 5 января 1947 года. Тогда это стало событием для всей страны.

ФОТО: из госархива Свердловской области, предоставлено сайту 1723.ru Олегом из Нижнего Новгорода «Свердловск – 1. Закончилось строительство троллейбусной линии, связывающей центр с вокзалом. Протяженность новой линии – 2,5 км. Теперь троллейбусы будут курсировать от вокзала до нового промышленного района Свердловска - Чкаловского, где создается гигант послевоенной пятилетки – Уралмашзавод. Ведутся работы по соединению троллейбусной линии Уралмашзавода с центром города», - написала газета «Правда» от 2 января 1947 года. ФОТО: Ностальгия по Свердловску. Выпуск 126. Вид 16, сайт 1723.ru

Правда, ждать окончания строительства линии до Уралмаша пришлось более 15 лет. Связано это с несколькими причинами. Первая – не хватало троллейбусов, которые можно запустить по линии. В Свердловске на тот момент было всего 25 машин Ярославского завода, выпущенных в середине 1930-х годов. Все они, напомним, были эвакуированы из Куйбышева, а до этого из Москвы. После всех этих мытарств это были практически развалины. 6 из них были подготовлены к запуску 1-й линии, протяженностью около 12 км. На вторую линию длиной в 4 км с трудом удавалось выводить 10 машин.

Карла-Либкнехта, 1950-й. ФОТО: обычный-свердловск.рф

Только в 1948 в Свердловск стали пребывать новые МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82. В «Уральском рабочем» тогда опубликовали фото рогатого и написали кратко:

«На улицах Свердловска появились новые комфортабельные троллейбусы. Четыре таких с сегодняшнего дня начинают регулярные рейсы по маршруту «Фрунзе - вокзал». ФОТО: 1723.ru

В 1948-1949 годы в наш город поступили еще 25 цельнометаллических МТБ-82. Их появление позволило увеличить количество ежедневно курсирующих по двум маршрутам троллейбусов до 22. Начали списывать старые ЯТБ-4. Стоит отметить, что куйбышевские троллейбусы ездили по улицам Свердловская вплоть до 1959 года. Правда, в 1954 из Москвы пришли еще 10 машин ЯТБ-4. Они прошли капитальный ремонт, после которого родными в них остались только рамы.

ФОТО: американского фотографа журнала "Лайф" Говарда Сохурека, 1959 году, ussrlife.blogspot.ru

Вторая причина задержки прокладки линии до Уралмаша – реконструкция моста через Исеть по Белинского. Объект требовал капитальной перестройки. Чтобы не останавливать движение рогатых на этом участке на время ремонта моста, в 1952 году была построена и запущена линия с Фрунзе через Чапаева на Декабристов, которая действует и сегодня.

Входная группа стадиона «Металлург Востока», wiki-org.ru

В 1953 году первая линия удлинилась и троллейбусы стали ходить не до Нижнеисетская, а до Уралхиммашзавода.

«Троллейбус идет до Уралхиммашзавода. 19 февраля – первый рейс. 20 февраля – регулярное сообщение. Линия удлинилась на 2 км. На ней 17 машин. Интервал 7 минут», - написал «Уральский рабочий» 21 февраля 1953 года. 3 сентября 1962 г. Матч "Уралмаша" и курганского "Строителя" на Центральном стадионе. ФОТО: 1723.ru

В 1953 году свердловчане получили еще одну троллейбусную линию, которая пролегала по Малышева от Центральной гостиницы до стадиона ««Металлург Востока» ( В 1953 году на его месте начали возводить Центральный стадион –прим. ред .). Так начиналась история маршрута №3, который последствии стал одним из самых длинных.

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь и здесь , трамвайного – здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь , здесь и здесь , троллейбусного – здесь и здесь .

Материалы из музея ТТУ, книг «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга», «Электротранспорту Екатеринбурга 80 лет», 2009 год.










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg