Новости
27 февраля 2018, 00:34

«Пахиту» уже танцуют. А вот «Турандот» ещё не поют

Премьерой спектакля «Пахита» открыт Год Петипа в екатеринбургском Театре оперы и балета (пр. Ленина, 46а). Год объявлен в России «именным» в честь 200-летия великого хореографа, создателя классического русского балета.

Дебют Мариуса ПЕТИПА как танцовщика и как хореографа на русской сцене состоялся именно в «Пахите» 170 лет назад. Потом он неоднократно ставил этот балет в Императорских театрах. Большое классическое па — это всё, чем исчерпывалась «Пахита» в современных постановках до сих пор. Премьера в Екатеринбургском оперном — большой трёхактный балет, где есть и знаменитое гран па, и новая хореография с обновлённой музыкой. Петербургский композитор Юрий КРАСАВИН, в сущности, переписал первоисточник Эдуара ДЕЛЬДЕВЕЗА и Людвига МИНКУСА.

Та же «Пахита», но в стиле кино 1920-х. Фото: Александр ИСАКОВ.

Идея реконструкции балета Петипа принадлежит тоже петербуржцам — историку балета Павлу ГЕРШЕНЗОНУ и балетмейстеру Сергею ВИХАРЕВУ. Это не просто восстановление, а переосмысление старинной хореографии, новый взгляд на неё. Работу над балетом после безвременной кончины питерского хореографа продолжил и завершил художественный руководитель нашего балета Вячеслав САМОДУРОВ. Екатеринбургская «Пахита» посвящена не только Петипа, но и памяти Сергея Вихарева.

Сюжет, основанный на назидательной новелле Мигеля ДЕ СЕРВАНТЕСА «Цыганочка», остался прежним. Цыганка Пахита вовсе не цыганка, волею судеб ребёнком она оказалась в таборе, а после невероятных перипетий снова возвращается в тот благополучный мир, где была рождена. Наверняка коллизиями «Цыганочки» вдохновлялись создатели популярного в 1970-х в СССР мексиканского фильма «Есения» и более поздних душещипательных латиноамериканских сериалов. А екатеринбургская «Пахита» в своём последнем акте иронизирует над нетленной мелодрамой и берёт в помощники ШЕКСПИРА. Артисты танцуют на фоне возникшей на сцене фразы из монолога Макбета, где происходящие события названы сказкой. Бессмысленной историей, рассказанной безумцем, с пафосом и шумом. Но собственный смысл в постановке очевиден: три акта «Пахиты» — три разных времени искусства. Здесь и классический балет, и балет в стиле экспрессионистских кинолент 1920-х, и сегодняшний антураж, и сиюминутное восприятие форс-мажора… Меняющиеся балет и времена, изменчивая жизнь и неизменные страсти выходят к зрителям в сценографии Альоны ПИКАЛОВОЙ, в костюмах Елены ЗАЙЦЕВОЙ.

Финал балета. Фото: Александр ИСАКОВ.

«Пахиту» уже танцуют. А вот «Турандот» ещё не поют. Опера Джакомо ПУЧЧИНИ выйдет к зрителям только осенью, в начале 107-го сезона. Но подготовка к премьере уже началась, и нам предъявили её самые первые результаты. В декорационном цехе театра мы увидели, как будет выглядеть сказка Карло ГОЦЦИ о китайской принцессе и её смертельно опасных для женихов загадках в новой постановке оперы. Художник Дирк ХОФАКЕР (Германия) менял декорации в макете и на мониторе, показывал на эскизах, как будут одеты китайская принцесса Турандот, её отец-император, её слуги, её суженый — принц Калаф. А режиссёр из Франции Жан Ромэн ВЕСПЕРИНИ комментировал показ и рассказывал о своей интерпретации «Турандот»:

— Я прежде всего музыкант, и всё, что пытаюсь передать в постановке как режиссёр, — уже придумал Пуччини. Его музыка и стала двигателем моей фантазии. Мы хотим передать атмосферу, заложенную в музыке, где есть и Восток, и Запад, средневековый Китай и комедия дель арте, фантастическая страна, выдуманная принцесса, любовная история и юмор. Пуччини не успел закончить свою последнюю оперу, другие композиторы дописывали финал. Мы представим «Турандот» с финалом Франко АЛЬФАНО, а за пультом будет главный дирижёр театра Оливер ФОН ДОХНАНЬИ…

Дирк ХОФАКЕР и Жан Ромэн ВЕСПЕРИНИ на первой презентации постановки «Турандот». Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Жан Ромэн Весперини — выпускник Национальной школы театра в Шайо и Школы музыки и драмы Гилдхол в Лондоне, где обучался вокалу как баритон. В числе его режиссёрских работ «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» МОЦАРТА, «Севильский цирюльник» РОСССИНИ, многие другие классические оперы, он сотрудничал с Питером ШТАЙНОМ, выдающимся режиссёром современности, работает в парижском Театре «Одеон»… В июле 2018 года приглашён ставить «Богему» на Новой сцене Большого театра. Опять Пуччини. А в Екатеринбурге маэстро впервые, и очень рад, по его собственному признанию, этому новому опыту.

Эскизы костюмов для «китайских» персонажей оперы. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Художник Дирк Хофакер как сценограф работал над множеством оперных и балетных спектаклей в разных театрах мира, и в отличие от режиссёра Весперини, на его счету уже есть опыт работы с Екатеринбургским театром оперы и балета. Он был здесь художником-постановщиком оперы «Евгений Онегин». Костюмы и декорации к «Турандот», как мы воочию убедились, будут действительно сказочными, но не совсем китайскими. В них имеются и элементы китайской придворной одежды, и детали монгольских костюмов, и татарских национальных нарядов. А действо оперы происходит под Луной, которая часто будет зависать над сценой и… на самой сцене. Как лунное отражение в зеркале, на полу дворца светлый круг. Гонг, который возвестит, что принц Калаф готов принять вызов китайской принцессы и разгадать её загадки…

Сейчас в репертуаре екатеринбургского Театра оперы и балета две оперы Пуччини — «Мадам Батерфлай» и «Богема». В сентябре «Турандот» станет третьей.

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg